English

Бизнес-иммиграция

Мы начали обращаться к этой теме в наших публикациях еще 20 лет назад. И хотя положения закона с тех пор не менялись, их интерпретация со временем претерпела заметное ужесточение — волей иммиграционных властей США.

В качестве альтернативы программе ЕВ-5, успешные предприниматели могут рассмотреть варианты бизнес-иммиграции в США по рабочей визе L-1 и иммиграционной визе ЕВ-13. Есть два пути для этого иммиграционного процесса: 1) учреждение новой компании в Соединенных Штатах и развитие ее деятельности; 2) приобретение уже существующего бизнеса.

Далее мы обсудим требования, предъявляемые к бизнес-иммиграции, ее сроки и стоимость, а также приведем таблицу со сравнительными характеристиками инвестиционной иммиграции ЕВ-5 и бизнес-иммиграции L-1.

I. Общие требования

  1. Виза L-1 выдается на период работы в американском подразделении компании, который может составлять от 1 до 3 лет и впоследствии продлевается до 7 лет.
  2. По факту одобрения визы L-1 для основного заявителя, его супруга и несовершеннолетние дети в возрасте до 21 года получают визу L-2 автоматически, что позволяет им проживать в США вместе с заявителем в течение всего периода его работы в США. По визам L-2 дети могут учиться в американских учебных заведениях, а супруг(а) имеет право работать.
  3. Существенным преимуществом визы является отсутствие требования обращаться за разрешением на работу в Министерство труда США.
  4. Несмотря на неиммиграционный характер визы L-1, заявитель не обязан доказывать отсутствие иммиграционных намерений.
  5. Наиболее привлекательным моментом является возможность обращения за статусом постоянного жителя США (Грин картой) по истечении года активной работы американской компании.

Кто отвечает иммиграционным требованиям?

Руководитель или менеджер иностранной компании, переведенный на работу в ее американское отделение. Руководитель или менеджер иностранной компании должен иметь опыт работы в этой компании не менее одного года из последних трех лет и быть готов подтвердить это документально (в частности, иметь ведомости о начислении заработной платы, официальные документы, подписанные им в качестве должностного лица и т. д.)

Что означает определение «руководитель или менеджер»?

Руководителем является работник, который:

  • управляет организацией в целом, одним из ее подразделений или какой-либо функцией организации;
  • отвечает за постановку задач и политики фирмы, ее подразделения или направления деятельности;
  • имеет право принимать решения по широкому кругу вопросов;
  • получает лишь указания общего характера от высшего руководства (совета директоров или акционеров).

Менеджер определяется как сотрудник, который:

  • управляет организацией в целом, одним из ее подразделений или направлением деятельности организации;
  • контролирует работу других руководителей и специалистов предприятия;
  • обладает либо правом принимать кадровые решения, включая решения о найме и увольнении прямо подчиненных ему работников, или рекомендовать, чтобы таковые решения были приняты, а также, если нет прямо подчиненных сотрудников, принимать решения, отнесенные к функциям высшего звена управления;
  • руководит ежедневной работой фирмы или одного из его подразделений.

Сколько нужно иметь сотрудников в своем подчинении, чтобы считаться «руководителем или менеджером», закон не оговаривает, так же как и сколько работников компания должна иметь в своем штате для соответствия условиям перевода внутри компании. Таким образом, само определение «руководителя или менеджера» носит довольно туманный характер. В целом, чем больше подчиненных у данного должностного лица и чем больше штат компании, тем больше шансов, что Иммиграционная служба придет к заключению, что он действительно является «руководителем или менеджером». Компания должна продемонстрировать, что рабочие обязанности данного сотрудника заключаются не в оказании услуг или производстве продукции компании, а скорее в управлении работой подчиненных, занятых в области оказания услуг или на производстве. Если у Вас небольшая компания и мало работников в подчинении, эту проблему нужно обсудить с юристом.

Какую связь иностранная компания должна иметь с американской компанией юридически?

Требования к статусу предприятия в США. В целях определения соответствия статуса предприятия категории L-1 применяются особые критерии, отличные от принятых в иных областях права. Предприятие в США должно представлять собой:

  • подразделение компании (branch), представляющее собой часть компании, действующее на другой территории и занятое той же деятельностью, что и сама компания (простейший пример: зарубежное представительство многонациональной компании);
  • дочернюю компанию (subsidiary), принадлежащую как минимум на 50% иностранной материнской компании;
  • филиал (affiliate), что означает либо когда одно и то же лицо владеет большей частью долей и в иностранной, и в американской компании, либо когда компаниями владеет группа лиц приблизительно в равных пропорциях;
  • партнера по совместному предприятию (joint venture partner)

Большинство предпринимателей, которые являются 100%-ными владельцами своих иностранных компаний, предпочитают открывать в США независимую компанию, в которой сами становятся единоличными акционерами, в результате чего американская компания остается юридически не привязанной к иностранной компании.

II. Открытие новой компании в США.

Чтобы соответствовать критериям визы L-1, американская компания должна отвечать определенным требованиям. Она должна иметь: 1) офисное помещение, достаточное для первого года деятельности; 2) свой корпоративный банковский счет; 3) достаточно средств для запуска своей деятельности; 4) документацию (обычно в виде бизнес-плана), показывающую, какой вид деятельности она будет осуществлять и сколько работников будет нанято в течение первого года работы. Компания обязана показать, что будет нуждаться в услугах руководителя и после первого года работы, а для этого у нее должен быть штат сотрудников.

В чем заключается процесс бизнес-иммиграции посредством новой компании в США?

Исходно, предприниматель получает одобрение на визу L-1 на один год. До истечения первого года, американская компания должна подать петицию на продление разрешения еще на два года. В этой петиции компания представит документацию о своей деятельности на протяжении года, найме сотрудников и уплате налогов. Компания должна доказать, что предприниматель работал и будет продолжать действовать в качестве руководителя или менеджера. Самый главный вопрос, который волнует иммиграционную службу: насколько деятельность компании в течение года оправдывает необходимость присутствия ее руководителя в США в дальнейшем?
Американская компания имеет право подать петицию на Грин карту в любой момент по прошествии минимум года активной работы в США, но обычно лучше дождаться одобрения на продление визы L-1 еще на два года перед тем, как подавать прошение на Грин карту.

Сроки иммиграционного процесса:

Расписание по месяцам Необходимые действия
1–2  Открытие новой компании в США; открытие корпоративного счета в американском банке; аренда офиса; составление бизнес-плана; подготовка пакета документов от иностранной компании; подготовка петиции на визу L-1.
2–3  Подача петиции на визу L-1.
3–4  Получение одобрения на визу L-1на один год; выдача визыL-1.
4–14  Развитие американской компании; найм сотрудников; активная деятельность компании; продолжение деятельности иностранной компании.
14–15  Подача петиции на продление визы L-1; получение одобрения на продление визы L-1 на два года.
16 Подача петиции на Грин карту.
20–25  Получение одобрения на Грин карту.
24–29  Перемена статуса на постоянное место жительства в США или получение иммиграционной визы.

Какие расходы потребует иммиграционный процесс?

Больше всего расходов потребуется на выплату заработной платы сотрудникам американской компании. Средняя зарплата в США составляет 2–3 тысячи долларов в месяц. Работники с профессиональной квалификацией (имеющие университетские дипломы по специальности) зарабатывают значительно больше. На четвертом месяце процесса компания начнет нанимать штат сотрудников, которые должны будут продолжать работать до момента получения Грин карты (т. е. до 24-29-го месяца от начала процесса). В США также много налогов — отчисления в пенсионный фонд, на медицинское страхование, фонд по безработице, налог на прибыль, налоги с продаж и т. д. Компании также придется оплачивать аренду офиса (или приобрести офисное помещение), привлекать услуги подрядчиков (бухгалтеров, юристов) и нести прочие текущие расходы. Все вместе, начиная с учреждения компании и до получения Грин карты, может составить свыше 250 тысяч долларов. Кроме того, предпринимателю придется потратить много своего ценного времени на развитие этого бизнеса, что тоже стоит немало.

В чем заключаются возможные риски?

Основной риск состоит в том, что если компания не сможет достаточно развиться в течение первого года работы, это приведет к отказу Иммиграционной службы или на петицию о продлении визы L-1, или на петицию на Грин карту. Другой серьезный риск проистекает из непредсказуемости действий Иммиграционной службы и Посольства США в процессе вынесения их решений по петициям и выдаче виз. Иммиграционная служба не любит компании, относящиеся к «малому бизнесу», и уже ужесточила свои требования к интерпретации понятий «руководителя» и «менеджера». Кроме того, бывает, что консульские сотрудники, действуя на собственное усмотрение, отправляют петиции обратно в Иммиграционную службу для аннулирования. Даже если Иммиграционная служба дала одобрение на продление визы L-1, нет никакой гарантии, что петиция на Грин карту тоже будет одобрена, хотя критерии для одобрения в обоих случаях одинаковы.

III. Приобретение уже существующего бизнеса.

Если предприниматель придет к решению, что ему легче купить уже существующий бизнес, он должен будет подыскать подходящую для этого американскую компанию. В идеале, такая компания должна: 1) существовать уже более года; 2) иметь в штате многочисленных сотрудников, включая квалифицированных работников; 3) быть прибыльной (по данным налоговых отчетов). После перехода прав собственности, компания подаст петицию в Иммиграционную службу с просьбой разрешить найм предпринимателя, который ее купил, в качестве руководителя или менеджера. Иммиграционная служба выдаст одобрение на визу L-1 на три года. После этого американская компания сможет подать петицию на Грин карту для своего владельца.

Приблизительные сроки процесса:

Расписание по месяцам Необходимые действия
1–3 Поиск подходящего бизнеса в США; приобретение бизнеса; составление бизнес-плана; подготовка пакета документов от иностранной компании; подготовка петиции на визу L-1.
4 Подача петиции на визу L-1.
5–6 Получение одобрения на визу L-1 на три года.
7 Подача петиции на Грин карту.
11–14 Получение одобрения на Грин карту.
14–17 Перемена статуса на постоянное место жительства в США или получение иммиграционной визы.

Какие расходы потребует иммиграционный процесс?

Основные траты сопряжены с приобретением уже существующего бизнеса в США. Компания должна быть достаточно крупной, чтобы быть в состоянии нанять предпринимателя на работу, а такие компании редко стоят меньше 200 тысяч долларов. После завершения процесса покупки, компания будет продолжать нести расходы до момента перемены статуса или выдачи иммиграционной визы. При этом предполагается, что компания сможет покрывать расходы за счет собственных доходов.

В чем заключаются возможные риски?

В данном случае ставки намного выше, т. к. существующий бизнес в США нужно приобрести еще до подачи петиции на визу. Поэтому исходная смета (от 200 тысяч долларов) не дает гарантий выдачи визы или одобрения Грин карты. Опять-таки, проблемы, связанные с непредсказуемостью действий и произволом государственных властей США, также играют роль.
IV. Сравнительные характеристики иммиграции по EB-5 и L-1/EB-13.

 L-1/EB-13EB-5
Сроки 14–29 месяцев 6–18 месяцев
Статус Постоянное место жительства США Условное постоянное место жительства — условность снимается через 2 года (Статистика Иммиграционной службы: условность ПМЖ снимается у 96% заявителей по программе EB-5)
Участие предпринимателя в развитии деятельности американской компании Участие предпринимателя в развитии деятельности американской компании Пассивное: повседневное участие в управлении делами не требуется.
Сумма вклада Невозмещаемые расходы (заработные платы, аренда, налоги, реклама, подрядчики): около 200–300 тысяч долларов.  Инвестиция: 500 тысяч долларов (плюс административные расходы — от 25 до 48 тысяч долларов), при этом сумма инвестиции (500 тысяч долларов) обычно возвращается через 5–6 лет, хотя гарантий этого нет.
Требования к месту проживания До получения Грин карты необходимо жить поблизости от места расположения американской компании. Нет
Требования к месту работы Разрешается работать только в компании, которая спонсирует визу L-1. Нет
Критерии соответствия заявителя требованиям визы Для перевода на работу в США в соответствующей компании требуется являться либо самим владельцем компании, либо ее сотрудником со стажем работы в иностранной компании как минимум 1 год. Любое лицо в возрасте от 18 лет при условии, что оно может обосновать источник получения средств инвестиции. Средства могут быть получены в наследство, в дар (от родителей или родственников), в качестве компенсации по иску, от продажи недвижимости, в счет заработной платы, как дивиденды или доходы по инвестициям
Должна ли иностранная компания продолжать деятельность на протяжении иммиграционного процесса? Да Не имеет значения. Сохранение связей со страной происхождения не требуется.
Действуют ли в отношении заявителя критерии для запрещения на въезд в страну? Да Да
Требование о владении английским языком Нет, но для ведения дел американской компании лучше владеть языком. Нет
Супруг(а) Автоматически получает право на визу L-2 и иммиграцию; может работать по визе L-2 (получает документ, разрешающий работать в США). Автоматически включается в состав семьи.
Дети Дети не старше 21 года получают право на визы L-2 и Грин карты; они должны быть включены в петицию на Грин карты до того, как им исполнится 21 год; дети имеют право учиться в США по визам L-2. Дети должны быть включены в петицию на EB-5 до того, как им исполнится 21 год; как постоянным жителям США, им полагаются скидки на стоимость образования.
Сроки натурализации (получение паспорта США и возможность быстрой иммиграции для родителей)  Через 5 лет после получения Грин карты. Через 5 лет после получения условной Грин карты.